Улица Смолячкова. 125 уничтоженных фашистов и звание Героя Советского Союза посмертно - имя белоруса, знаменитого снайпера и зачинателя массового снайперского движения Феодосия Смолячкова гремело по всему Ленинградскому фронту. В его честь названы улицы не только в Беларуси: его имя носят и улица и поселок в составе Санкт-Петербурга, который он защитил от врага ценой собственной жизни.

Родился Феодосий 12 июля 1923 года в деревне Подгорье Быховского района (Могилевская область). Родители Артем Андреевич и Фекла Потаповна были простыми тружениками. Парень с детства любил читать, а еще помогал родителям по хозяйству, пас колхозный скот. С малых лет увлекался оружием, подрос - ходил с отцом на охоту, научился метко стрелять.

На следующий день после начала Великой Отечественной войны Смолячков пришел в военкомат с просьбой отправить его на фронт. Но парню еще не исполнилось 18 лет, и ему отказали. Тогда он записался в народное ополчение. Был поваром на полевой кухне, но активно рвался в бой. Уступив настойчивым просьбам, Смолячкову дали шанс стать разведчиком. И он его не упустил. Однажды во время боевого задания их разведгруппу начал преследовать враг. Феодосий вызвался прикрыть отход товарищей. Он занял удобную позицию и меткими выстрелами разбил преследователей. Когда об этом стало известно командованию, сбылась заветная мечта Смолячкова – стал снайпером.

Феодосий получил винтовку и 19 октября 1941 года открыл свой личный снайперский счет. Менее чем за три месяца он стер с лица земли 125 фашистов. Именно Смолячкова считают зачинателем массового снайперского движения на Ленинградском фронте. Он не только сам метко разбил врага, но и обучал других солдат. Успел подготовить десять снайперов.

О метком советском стрелке ходили легенды, его боялись и старались уничтожить любыми средствами. Под Пулково специально прислали немецкого снайпера высокого класса. Снайперская дуэль сверхметких стрелков длилась четыре дня, Смолячков из нее вышел победителем – и живым, в отличие от немецкого противника.

Феодосий Смолячков был всеобщим любимцем. Фронтовая газета «Вперед» регулярно сообщала о том, как растет личный снайперский счет прославленного стрелка. Советские самолеты сбрасывали над оккупированным врагом Быховским районом листовки, в которых рассказывалось о подвигах уроженца нашей земли, – одна такая листовка даже попала в руки его родителям.

Третьего января 1942 года в газете «Вперед» была опубликована заметка Смолячкова, в которой он пообещал в новом году продолжить безжалостно уничтожать врага. "Истребляя фашистское зверье, я мщу за свою любимую Родину, за родную Беларусь. Пощады гитлеровским головорезам от меня не будет", - написал снайпер. Но судьба распорядилась иначе. Той же зимой 1942 года, 15 января, Феодосий Смолячков принял свой последний бой.

Гибель Смолячкова вызвала великую скорбь и на фронте, и среди жителей Ленинграда. Фронтовая газета 17 января поместила на первой полосе его портрет в траурной рамке и некролог. Рядовой Смолячков был с почестями похоронен на Чесменском военном кладбище.

Снайперскую винтовку Смолячкова вручили его ученику и близкому другу Михаилу Столярову. Ученики и последователи снайпера дали на могиле клятву отомстить за его смерть. Уже совсем скоро снайперское движение на Ленинградском фронте приобрело массовый характер. К лету 1942 года стрелки уничтожили здесь до 3 тысяч фашистов.

Феодосий Смолячков 6 февраля 1942 года был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

 

 

Записала Дарья БОРОВИКОВА